Вехи жизни Магомеда Ярагского

1770 г. – родился в лезгинском селении Вини-Яраг.

1776-1781 гг. – учился в Ярагском мусульманском мактабе у отца, муллы Исмаила-Эфенди.

1782-1792 гг. – учился знаниям и наукам в медресе (Ага-Стала, Ахты, Согратля).

1793-1800 гг. – преподаватель Ярагского мактаба.

1800 г. – Женился на дочери алима Магарам-эфенди Ахтынского, Айшат.

1803-1806 гг. – преобразовал Ярагский мактаб в медресе.

1807 г. – совершил паломничество в Мекку.

1805 г.– скончался тесть Магарам-Эфенди Ахтынский от удара молнии.

1811-1812 гг. – покорение Кюры царской армией и образование Кюринского ханства.

1812 г. – знакомство М. Ярагского с поэтом Саидом Кочхюрским.

1813 г. – учеба бухарца Хас-Магомеда, будущего тарикатского имама в Ярагском медресе.

1821 г. – вступление на путь тариката.

1821 (1822) г. – поездка с кюринскими алимами в Кюрдамир, встреча и переговоры с 31-м имамом тариката Гаджи-Исмаилом-эфенди.

1821 (1822) г. – назначение Гаджи-Исмаилом-эфенди Магомеда Ярагского верховным мюршидом Дагестана, имамом тариката.

1821 (1823) г. – разработка М. Ярагским оригинального тарикатского учения, первые публичные выступления в Яраге и других аулах Кюры в целях укрепления веры и нравственности.

1824 г. – встреча в Ахтах с кадием Ахты-паринского общества, ученым и поэтом Мирза-Али.

1821-1823 гг. – распространение тарикатского учения в Дагестане и Ширване, формирование наставнических шейхско-мюридских сообществ.

1823-1825 гг. – установление широких связей верховного мюршида Дагестана с учеными и кадиями табасаранских, лакских, кайтагских, кумыкских, аварских, даргинских аулов.

1821-1825 гг. – обучение у М. Ярагского будущих знаменитостей: Джемалутдина Казикумухского, Кази-Магомеда и Шамиля Гимринских, Абдурахмана-Хаджи Согратлинского, Гаджи-Селима Ахтынского, Гаджи-Амирали Кубинского, Абдуллы (отца Гасана Алкадарского) из Алкадара.

1824 г. – преследование наместником царя на Кавказе генералом Ермоловым за возбуждение населения к восстанию.

1824 г. – полемика с кюринским ханом на собрании алимов и кадиев в Касумкенте и обоснование начал "нового учения", получившего в русской литературе название "мюридизм".

1825 г. – проведение М. Ярагским в Вини-Яраге первого в истории съезда Алимов Дагестана, определившего идеологию освободительного движения горцев.

1825 г. – благословение М. Ярагским алима и шейха Кази-Магомеда на возглавление освободительной борьбы.

1825 г. – арест М. Ярагского Аслан-ханом по приказу Ермолова и бегство из курахской тюрьмы.

1826 г. – бегство в Табасаран. Дружба с табасаранским кадием Абдулой-беком и другими беками, которые участвовали в освободительном движении.

1830 г. – арест М. Ярагского по приказу нового наместника царя на Кавказе генерала Паскевича, бегство с дороги в Тифлис.

1831 г. – торжественный прием М. Ярагским Кази-Магомеда в Табасаране и выдача за него своей дочери Хафисат.

1831 г. – переезд всего семейства М. Ярагского через Эрпели, Чиркей, Агами, Ирганай в Гимры.

1831 г. – участие М. Ярагского вместе с сыновьями и родственниками в боях под Чиркеем и разрешение на заключение примирения с противником.

1831 г. – благословение М. Ярагским Кази-Магомеда на должность имама Дагестана.

1832 г. – участие в походах в Чечню.

1832 г. – возглавление М. Ярагским совета при имаме Кази-Магомеде.

1832 г. – участие семейства М. Ярагского в защите Гимры, бегство в Ирганай в связи с захватом аула и смертью имама и зятя.

1832 г. – благословение Гамзат-бека Гоцатлинского на должность имама Дагестана.

1834 г. – общение и сотрудничество в новым имамом Дагестана Шамилем Гимринским.

1835 г. – переселение М. Ярагского и его семьи в Согратль.

1835-1839 гг. – занятия по мусульманским наукам с муталимами из разных мест, проповедническая деятельность в культовых учреждениях.

1834-1839 гг. – деловая, личная и семейная дружба с алимом Абдурахман-Хаджи преемниками Магомеда Ризы.

1835-1839 гг. – сочинение поэмы-касиды о мусульманском пророке Мухаммеде.

1835-1839 гг. – переписка с алимами и кадиями Дагестана, работа над философским сочинением о природе человека, приоритете духовных и нравственных ценностей над плотскими, материальными.

1839 г. – завещание своего Корана тухуму Ризаевых.

1839 (1840) г. – кончина во время приготовлений к послеобеденной молитве, захоронение на согратлинском кладбище.

 

joomla template 1.6